Инновации
Инновационные методы работы должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, поиске новых более качественных способов социального обслуживания, обобщении и внедрении передового опыта, умении использовать слабые и сильные стороны деятельности организации.
Целью внедрения инновационных методов работы является содействие в формировании системы комплексной реабилитации как основного средства интеграции получателей социальных услуг в активную социальную жизнь.
В Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Талдомский» активно внедряются инновационные методы работы с пожилыми людьми и инвалидами.
Основные цели и задачи:
- создание более благоприятных условий жизни;
- организация более эффективного ухода и оказание социальной помощи;
- организация более интересного досуга;
- формирование позитивных интересов;
- поддержание стабильного психо-эмоционального здоровья.
Основные направления инновационных методов работы:
«Социальное такси»
Доставка к социально-значимым объектам специализированным транспортом, оснащенным подъемником.
Заказчиками Услуги являются следующие категории граждан, имеющие место жительства в Московской области:
- дети-инвалиды (с сопровождающим лицом при необходимости);
- инвалиды 1 группы (с сопровождающим лицом при необходимости);
- инвалиды 2 группы (с сопровождающим лицом при необходимости);
- инвалиды Великой Отечественной войны (с сопровождающим лицом при необходимости);
- участники Великой Отечественной войны, имеющие группу инвалидности (с сопровождающим лицом при необходимости);
- лица старше 80 лет (с сопровождающим лицом при необходимости);
- граждане пожилого возраста и инвалиды, обслуживаемые на дому и в стационарных учреждениях социального обслуживания Московской области (с сопровождающим лицом при необходимости);
- другие категории пенсионеров, не состоящие на социальном обслуживании, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
- другие маломобильные группы населения
Услуга предоставляется Учреждением для выезда заказчиков к социально значимым объектам, находящимся в пределах Московской области:
- органу законодательной власти;
- органам исполнительной власти;
- органам судебной власти, прокуратуре;
- органам местного самоуправления;
- учреждениям Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации;
- органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- учреждениям социального обслуживания;
- учреждениям и органам службы занятости;
- спортивным учреждениям;
- учреждениям культуры;
- образовательным организациям;
- учреждениям здравоохранения;
- лечебным и лечебно-профилактическим организациям;
- подразделениям медико-социальной экспертизы;
- протезно-ортопедическим предприятиям;
- учреждениям расчетов за жилищно-коммунальные услуги, телефон;
- железнодорожным вокзалам, автовокзалам, аэропортам;
- аптекам;
- учреждениям, представляющим бытовые услуги (баня, фото, прачечные, парикмахерские, пункты ремонта обуви и др.);
- нотариусам, паспортно-визовым службам;
- общественным организациям инвалидов;
- объектам сферы ритуальных услуг.
«Пункт проката» технических средств реабилитации
«Пункт проката технических средств реабилитации» организован в целях временного обеспечения на возмездных условиях на согласованный период времени техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан, нуждающихся в указанных средствах и проживающих на территории Московской области.
Услуги Пунктов проката предоставляются следующим категориям граждан:
- пожилым гражданам;
- инвалидам;
- лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации по иным основаниям.
«Университета третьего возраста»
«Психологическое здоровье»
Ознакомление с основами психологии. Изучение методов и приемов психологической разгрузки. Улучшение психоэмоционального состояния слушателей, формирование позитивных интересов. Занятия с психологом по ознакомлению с теоретическими основами психологии и практические занятия для улучшения психоэмоционального состояния пожилых людей и инвалидов. Проводятся консультации по адаптации к инвалидности, тренинги, занятия по развитию мелкой моторики с применением различных техник, мастер-классы, «круглые столы».
«Культура и искусство»
Ознакомление с теоретическими основами истории искусств и русского народного художественного творчества, приобщение к ценностям отечественной культуры и национальному наследию. Проводятся лекции, семинары, мастер-классы.
«Жизнь без опасности»
Обучение слушателей умению противостоять факторам, негативно влияющим на физическое здоровья пожилых людей и инвалидов. Повышение уровня безопасности в повседневной жизни и обучение грамотному действию в чрезвычайных ситуациях. Проводятся лекции, семинары, просмотр видеоматериала.
«IT-технологии»
Обучение граждан пожилого возраста и инвалидов основам компьютерной грамотности, устройству компьютерной техники, программному обеспечению, работе в сети «Интернет», пользованию порталом «Госуслуги». Проводятся практические и теоретические занятия.
«Правовая грамотность»
Обучение граждан основам правовой грамотности. Разъяснительная работа по вопросам связанных с федеральным и региональным законодательством в сфере социального обслуживания. Проводятся лекции, семинары, тренинги (с привлечением специалистов данных сфер деятельности)
«Финансовая грамотность»
Обучение граждан пожилого возраста и инвалидов основам финансовой грамотности. Проводятся лекции, семинары, тренинги (с привлечением специалистов данных сфер деятельности)
«Здоровье»
Поддержание активного долголетия граждан пожилого возраста и инвалидов. Обучение здоровому образу жизни, изучение форм и методов поддержания и сохранения здоровья. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, скандинавская ходьба, экскурсионные поездки и прогулки.
«Игротека»
Проведение занятий по обучение интеллектуальным и развивающим настольным играм, организация мини-турниров, конкурсов по различным видам игр среди граждан пожилого возраста и инвалидов
«Профессиональная мастерская»
Обучение слушателей доступным профессиональным навыкам (домоводство, творческие мастерские) с привлечением профильных специалистов
Служба "Персональный помощник" (социальный координатор для инвалидов)
Основные задачи социального координатора:
льготы и выплаты (проверка проактивных льгот, помощь в оформлении РПГУ, помощь другим членам семьи),
здоровье (заказ ТСР, запись к врачу, помощь в оформлении сертификата на ТСР),
дом (социальный работник),
маршрутизация (доступный подъезд, составление удобного маршрута до социально-значимых объектов),
трудоустройство (поиск вакансий, резюме, собеседование),
психолог (подключение профессионального психолога).
"Ранняя помощь"
В отделениях реабилитации для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в г.о. Дубна работает служба Ранней помощи.
Помещения оснащены современным реабилитационным оборудованием, есть сенсорная комната, кабинет галотерапии (соляная пещера), сенсорно-динамический зал.
Оказываются следующие услуги:
- консультация врача-педиатра
- коррекционные, развивающие занятия с логопедом, психологом, специалистами по реабилитационной работе в социальной сфере
- медицинский массаж,
- лечебная физкультура.
- физиопроцедуры и др.
Ранняя помощь детям и их семьям — это комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество.
Проект "Мамино время"
На базе ГБУСО МО "КЦСОР «Талдомский» реализуется проект "Мамино время". Он рассчитан на семьи, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект позволяет мамочкам поддержать свое здоровье, получить психологическую и физическую разгрузку, а также получить консультацию специалистов и новые знакомства.
В проекте «Мамино время» доступны тематические встречи, мастер-классы, психологические тренинги, фотомастерские, арт-терапия, экскурсии по Подмосковью, посещение спектаклей и концертов и прочее.
Благодаря проекту мамы не только получают психологическую разгрузку, но и обретают новые знакомства, друзей и единомышленников.
"Кулинарная мастерская"
Проект «Кулинарная Мастерская» реализуется на базе ГБУСО МО "КЦСОР «Талдомский» в рамках национального проекта «Доступное домоводство» Благотворительного фонда «Поколение АШАН». Дети, посещающие занятия в рамках проекта, осваивают первую ступень (основы кулинарии). Занятия проходят 3 раза в неделю в формате мастер-классов, средняя продолжительность каждого мастер-класса 1,5-2 часа. За это время специалист разбирает с детьми рецепт, процесс приготовления блюда, сервируется стол и завершается занятие дегустацией блюда собственного приготовления. Каждый рецепт дети вклеивают в тетрадь и собирают свою книгу рецептов.
Собственный социальный проект «Гарденотерапия»
Проект направлен на социализацию граждан с ограниченными возможностями здоровья и пожилых граждан - получателей социальных услуг отделения социальной реабилитации посредством содействия их аграрной самозанятости и организации взаимодействия с благотворителями и волонтёрами в проведении садовых и огородных работ на земельном участке на территории ГБУСО МО «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Талдомский».
Гарденотерапия является одним из инновационных методов реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, включения их в активную социально-направленную деятельность, адаптации их в социуме. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности – музыко-, изо-, библиотерапией, дизайном, оригами и т.д. Использование элементов гарденотерапии даёт положительные результаты в силу того, что продукты деятельности имеют конкретный наглядный результат и находятся в прямой зависимости от усилий, которые человек вложил в свой труд. Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие пожилых граждан и инвалидов с природой как процесс постоянного сопроживания, соучастия, эмпатии.
Реализация проекта «Гарденотерапия» рассчитана на то, чтобы с помощью данной технологии помочь пожилым гражданам и инвалидам использовать имеющийся жизненный опыт, раскрыть в себе новые возможности и личностные ресурсы и благодаря этому улучшить качество жизни.
Гарденотерапия развивает познавательную активность, творческий потенциал, коммуникативные навыки, способствует социальной адаптации и интеграции людей с особенностями в развитии в общество, повышает реабилитационную компетентность с целью улучшения уровня экологической культуры, формирует начальные трудовые навыки.
Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность к полноценной жизни в обществе. Новые методы гарденотерапии, созданные реальной жизнью, дают возможность эффективно проводить процесс реабилитации людей с ограниченными возможностями, развивают эмоционально - волевую сферу. Получатели социальных услуг понимают, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У них наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе. В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков. Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц; пребывание на свежем воздухе при уходе за огородом улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (получатели социальных услуг слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры). При использовании гарденотерапии в работе с получателями социальных услуг, одним из важных элементов является ручной труд. Он оказывает большое значение для развития в целом: формирования трудовых умений и навыков, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие мелкой моторики.Занятия ручным трудом дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, что является очень важным для получателей социальных услуг. Методы гарденотерапии раскрывают дополнительные возможности личности через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт, развивают эмоционально-волевую сферу, т. к. для получателей социальных услуг возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).
Собственный социальный проект «Солнечная планета»
Проект разработан для группы граждан старше 18 лет с Синдромом Дауна. Работа в группе ведется по следующим направлениям: социокультурная реабилитация (экскурсии, культурно-развлекательные мероприятия, игровые программы); творческие мастерские (актерские тренинги, танцевальная и музыкальная терапия, занятия по ДПИ); занятия с психологом; физическое воспитание и обучение здоровому образу жизни (скандинавская ходьба, гимнастика); социально-бытовая адаптация; трудотерапия (волонтерская деятельность участников группы).
Собственный проект «Путешествие на диване»
Адаптация граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях дефицита общения, формирование позитивных интересов и направлен на ознакомление с историей родного края, а также возможно изучение дополнительного материала. Проект разработан с учетом особенностей состояния здоровья и ориентирован на интересы слушателей.
Собственный социальный проект «Пять отличных шагов к долголетию»
Проект направлен на продление активного долголетия, формирование позитивных интересов, поддержание стабильного психо-эмоционального состояния, развитие умственных и физических способностей граждан пожилого возраста и инвалидов.
«Библиотерапия» - метод психотерапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом. Применяется для коррекции психического состояния с помощью направленного чтения специально подобранной литературы. При библиотерапии может использоваться как научно-популярная литература, так и художественная.
Зарядка для ума «Умники и умницы» - упражнения активизирующие работу мозга, делающие память острее и даже улучшающие настроение (разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, упражнения для мышления).
Пассивная гимнастика (тренировка мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика)
Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.
Пальчиковая гимнастика – эффективный способ сохранить и развить интеллектуальные способности. Это упражнения с помощью которых развивается мелкая моторика, задействованы кисти, пальцы.
Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, которые улучшают вентиляцию лёгких нормализуют питание мышц, работу сердца и внутренних органов, улучшается настроение.
Музыкатерапия является эффективным базовым методом в реабилитационной и коррекционной работе в любом возрасте и с разными заболеваниями. Музыкотерапия – это межличностный процесс, в котором используют музыку и все её аспекты, чтобы помочь пациентам улучшить, восстановить или сохранить здоровье. Музыкотерапия применяется для коррекции физиологических и психосоциальных аспектов различных расстройств личности, влияет на такие сложные психические процессы, как мышление, память, внимание и улучшение их работы. Она способна восстановить душевное равновесие, поднять настроение, активизировать творческий потенциал, развить необходимые качества, улучшить физическое состояние.
Онлайн-встречи (проведение встреч с интересными людьми, занятий по различным направлениям и методикам в формате Онлайн).